Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

кудрявцев-платонов вик. дм

Гуманитарный словарь

КУДРЯ́ВЦЕВ-ПЛАТО́НОВ Вик. Дм. (1828-91) - религ. философ-метафизик. Род. в Новоржевском у. Псковской губ., в семье полкового свящ. После окончания дух. семинарии поступил в Моск. дух. академию, где ему за блестящие успехи была дана стипендия митр. Платона и присвоена 2-я почетная фам. - Платонов. В 1852 К.-П. закончил академию и был оставлен при ней в звании бакалавра. После смерти своего учителя Ф. А. Голубинского занял кафедру философии и метафизики. В теч. 1861 читал при дворе лекции вел. кн. Николаю Александровичу и Николаю Максимилиановичу. В 1873 защитил дисс. "Религия, ее сущность и происхождение". Написал уч. пособия, целый ряд серьезных филос. произв.; участвовал в пер. и редактировании пер. творений св. Отцов Восточной Церкви, издаваемых Моск. дух. академией. К.-П. заложил основу цельной и в то же время достаточно открытой и динамичной системы религ. философии в духе христ. теизма, назвав ее метафизич. принцип "трансцендентальным монизмом". Осн. мировоззренч. идея в метафизике К.-П. состоит в том, что природа и дух, вопреки своему различию, имеют общий трансцендентный Божеств. Первоисточник и так связаны идеальной телеологич. связью, что представляются сторонами мир. целого, достаточно самостоят. относит. Творца, отображением совершенств К-рого оно служит и от К-рого зависит по происхождению и по бытию. Мыслитель твердо и последовательно выступает против абсолютизации материалистич. и идеалистич. идей в философии как односторонних субстанц. (имманентного) монизма. Столь же решительно К.-П. подвергает критике пантеистич. тенденции в религ. сознании, угрожающие отобрать относит. самостоятельность у природы, с одной стороны, непосредственно вовлекая ее в абсолютное, и уничтожить суверенность абсолютного, с др., делая его имманентным принципом бытия. Все гносеологич., онтологич., космологич. и нравств. аспекты филос. системы К.-П. проникнуты христ. теизмом, к-рому мыслитель стремился придать предельно ясную и логичную форму. К.-П. являл собой тип подлинно христ. философа, чуждого стремлению к броской новизне и оригинальности. Творчество К.-П. способствовало высвобождению рус. филос. мысли из-под влияния Запада, сближению религ. и светской культуры. Хотя к.-л. собств. школы К.-П. не основал и не имел широкой обществ. известности, его журн. ст. по вопросам, служившим предметом обществ. внимания, особенно в 60-е гг. 19 в. (о позитивизме и материализме, о прогрессе и дарвинизме), явились факторами предуготовления того рус. религ.-филос. подъема, к-рый ознаменовал нач. 20 в.

Соч.: Сочинения. Сергиев Посад, 1882-94. Т. 1-3.

Лит.: Введенский А. О характере и значении философии В. Д. Кудрявцева-Платонова. Сергиев Посад, 1893.

Полезные сервисы